Краткое руководство по составлению резюме.
Что такое резюме?
Резюме - краткое изложение сведений о Ваших профессиональных и анкетных
данных, суммирующие Ваш опыт работы и навыки. В отличии от столь привычной
для нас характеристики, резюме пишется Вами от первого лица и в качестве
приложения содержит список лиц и/или организаций, готовых подтвердить Ваш
опыт и профессиональные навыки.
Зачем нужно резюме? Резюме - одно из
самых эффективных средств поиска работы.
Главная задача резюме: Заинтересовать потенциального работодателя
в Вашей персоне. Резюме -самый быстрый способ убеждения. На просмотр
резюме тратится всего несколько минут, если при первом его прочтении привлечь
внимание не удалось - главная задача не выполнена.
Основная цель резюме: Хорошее резюме может стать поводом для
личной встречи с потенциальным работодателем или его представителем, и
хотя это не гарантирует Вам получение работы, но основная цель - добиться,
чтобы читающий резюме захотел встретиться с Вами лично - достигнута, значит
Вы на правильном пути.
Хочется надеяться, что данное "Краткое руководство по подготовке
резюме" будет полезно, и тем, кто пишет свое первое резюме и тем, кто
хочет проанализировать уже существующее.
Назад
1. С чего начать?
Начать стоит со сбора информации: сделайте копии трудовой
книжки, диплома (и/или прочих свидетельст об окончании чего бы то ни было),
соберите все свои официальные и неофициальные документы, как то: свидетельства
о рождении, о браке, военный билет, почетные грамоты, словом все, что поможет
Вам вспомнить этапы своей биографии. Скорее всего данная информацип
будет избыточной для написания резюме, но возможно поможет Вам суммировать
все накопленные Вами знания и опыт.
Определитесь в какой стране Вы будете искать вакансию,
если не только в России, то Вам потребуются услуги опытного переводчика,
чтобы проверить написанное вами на иностранном языке.
Продумайте способ контакта с Вами потенциальных работодателей.
Если Вы используете электронный адрес, то будет лучше, если он не на одном
из многочисленных бесплатных почтовых серверов.
Мало кого из иногородних, тем более иностранных работодателей заинтересует
перспектива общаться с вами по простой почте, для российских
работодателей наличие в вашем резюме номера домашнего или мобильного телефона
- существенно упростит обратную связь с Вами.
Определитесь в какой области Вы будете искать работу,
попробуйте выделить те детали Вашего образования и опыта, которые наиболее
эффектно представляют Ваши навыки и умения в данной сфере деятельности.
2. Каким должно быть резюме?
Резюме не должно содержать никаких заголовков как то:
Резюме, Мое резюме и пр. Центральное место в самом верху каждой страницы
должны занимать ваша фамилия, имя, отчество; адрес; телефонные номера;
адрес электронной почты; гражданство,
если нужно.
Информация должна быть полной: почтовый адрес должен
включать в себя индекс, а телефонный номер - код города.
Стиль написания резюме должен быть краток и конкретен.
Вы должны представляться положительным и уверенным: ни слишком агрессивным,
ни чрезмерно скромным.
Резюме должно содержать тщательно отобранную
информацию, только о тех аспектах Ваших профессиональных навыков и качеств,
которые значимы для того вида деятельности на который Вы претендуете.Например,
в резюме направленном на получение работы в научных областях не стоит упоминать
о наличии у Вас прав на вождение автомобилем.
Резюме должно быть кратким (не более двух страниц),
но в тоже время должно наиболее полно, эффективно и всесторонне представлять
Ваши достоинства, показать уровень Вашей компетентности в той сфере деятельности
на работу в которой Вы претендуете.
Нижеследующие рекомендации предназначены для размышления и помощи
в правильном выборе слов.
-
Любые ваши слова должны по возможности точно описать Вас - ваши навыки,
таланты, и опыт.
-
Избегайте использовать местоимение я
-
Будте конкретным в выборе формулировок:
не стоит писать:
-имел опыт в организации
-занимался обучением
-быстро усваиваю новые знания
-имею хорошие знания по
-изучал такую то дисциплину
следует писать:
-организовал то-то
-обучил того-то тому-то
-освоил то-то за такое-то время
-средний балл зачетки такой-то
-знаю то-то на таком-то уровне
-
Применяйте глаголы в совершенной форме для описания
ваши навыков, способностей и достижений:
не стоит писать:
-отвечал за выполнение
-нес ответственность за
следует писать:
-выполнил
-отвечал
-
Предпочитайте позитивную информацию негативной:
не стоит писать:
-перешел с должности
-устранял неисправности
-мои навыки не оценили по достоинству
следует писать:
-продвинулся на должность
-участвовал в реконструкции
-внес конструктивное предложение (не важно, что оно не было принято)
3. Как правильно писать резюме?
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Центральное место в самом верху первой
страницы должно занимать ваша фамилия, имя, отчество; адрес; телефонные
номера; адрес электронной почты; гражданство, если нужно.
Далее напишите следующие заголовки:
-
ЦЕЛЬ
-
ОБРАЗОВАНИЕ
-
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
-
НАГРАДЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ
-
НАВЫКИ
-
РАЗНОЕ
Ниже каждого заголовка, поместите следующую информацию:
ЦЕЛЬ: Наличие этого пункта не обязательно, но желательно. Напишите
на получение какой должности и в силу чего Вы претендуете. Это самый короткий
пункт резюме, как правило не более двух-трех строк.
ОБРАЗОВАНИЕ: обычно включает в себя список средних и высших учебные
заведения. Если Вы продолжаете обучение в среднем или высшем учебном заведении,
то можете включить в этот список также и среднюю школу. В список нужно
включить название учебного заведения, месторасположение его, годы и месяцы
начала и окончания обучения, полученную в результате специальность, степень
или квалификацию. Если Вы только что закончили обучение или продолжаете
его, то возможно будет полезным включить в этот пункт краткое резюме важных
курсов, которые вы прослушали. Чем больше времени прошло с момента окончания
Вами того или иного учебного заведения, тем более краткой должна быть информация.
Не забудте про дополнительные курсы оконченные Вами, особенно про те, по
окончанию которых Вы получили сертификат.
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: включает в себя информацию о прежних
местах работы и занимаемой должности, академические научно-исследовательские
работы, а также работу на неполный рабочий день или рабочую неделю. Внесите
в список месяц / год, Вашей работы, занимаемую должность, название и местоположение
предприятия и обязанности, которые Вы исполняли. В процессе заполнения
данного раздела задавайте себе вопросы подобные нижеследующим:
-
В процессе своей деятельности изобрел ли, скоординировал ли, организовал
ли я что-либо в профессиональной или общественной сфере так, что это
принесло пользу моему сообществу?
-
Способен ли я быть исполнительным и эффективно выполнять работу в экстроординарной
ситуации?
-
Коммуникабелен ли я?
-
Нравиться ли мне работать в коллективе, в команде?
Даже если вы плохо знакомы с областью Вашей будущей деятельности, Вы не
обязательно начинаете на пустом месте.
При написании данного пункта Вы можете использовать один из двух стилей:
Функциональный: подчеркивать навыки и таланты, а также объединять
в группы тот опыт работы, который выдвигает на первый план определенные
навыки: например, лидера, исследователя, специалиста в той или иной области
(например, в компьютерной). Этот формат может быть полезен, если Вы не
имеете достаточного опыта работы.
Хронологический: подчеркивать опыт работы, внося в список рабочие
места, начинающиеся с самого современного.
НАГРАДЫ И ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ: Внесите в список любые академические вознаграждения
(ученую степень, список почестей и наград), профессиональные вознаграждения
или признания, а также спортивные достижения. Используйте обратный хронологический
порядок.
НАВЫКИ: Приведите список языков программирования, которыми
вы владеете, списков программного обеспечения с которым вы имеете навык
работы. Включите в данный раздел проводимые вами исследования, опыт преподавательской
деятельности, опыт работы на руководящей должности, а также лидерство в
спортивный или других организациях, не забудте об участии в конференциях.
РАЗНОЕ: Внесите в список общественные организации или сообщества,
в работе которых вы участвуете или членом которых вы являетесь в настоящее
время, а так же те общественные организации в работе которых вы принимаете
участие на профессиональной или добровольной основе. Напишите каким иностранным
языком и на каком уровне Вы владеете. Можете поместить в этот раздел список имеющихся
у Вас публикаций. Внесение в список хобби не обязательно.
В некоторых случаях, бывает полезным подчеркнуть вашу готовность к командировкам.
После того, как Вы заполнили информацию по каждому из вышестоящих пунктов,
проверьте свое резюме на выполнение следующих позиций:
-
текст резюме не содержит орфографических ошибок
-
резюме читается легко, не содержит мудреных фраз и деепричастных оборотов
-
все названия и адреса указаны правильно и полно, все даты последовательны
-
резюме не содержит избыточной или дублированной информации
-
Вы уверены, что можете подтвердить всю информацию, содержащуюся в резюме
РЕКОМЕНДАЦИИ: Вы можете не помещать их в вашем резюме. А вместо
этого, подготовить отдельный список рекомендаций, который будет содержать
имя, титул и название компании, полный адрес с номерами телефонов для каждого
индивидуума, который дает вам рекомендацию. Обычно, данный список предоставляется
работодателю при личном собеседовании. Хорошо заверить данный список достаточным
количеством подписей, печатей и штампов.
4. Как не нужно писать резюме?
Начнем с того, какую информацию не стоит помещать в резюме:
-
всю Вашу трудовую биографию. Hа самом деле Вашего потенциального работодателя
интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет
-
Ваши физические данные
-
Вашу фотографию
-
информацио о Вашем поле и возрасте (даже приблизительно)
-
национальную принадлежность и семейное положение
-
Ваши привычки и физическое состояние
-
причины, по которым Вы уходили с работы
-
какие-либо требования
-
имена людей, котopые дают Вам рекомендацию (подготовьте этот список он
необходим при собеседовании).
Резюме - деловой документ, потому наличие эпиграфов и рисунков на Вашем
резюме будет неуместным.
Если Вы предполагаете отправлять свое резюме в электронном виде, то
не используйте для этого "крутые текстовые редакторы" Пусть Ваше резюме,
набранное обычным текстом, будет иметь менее презентабельный вид, за то
его смогут прочитать без усилий.
Если Вы печатаете свое резюме, то проследите за тем, чтобы все символы
были четко пропечатаны. Лучше всего использовать компьютер и высококачественный
(предпочтительнее лазерный) принтер. Если Вы не имеете компьютера или лазерного
принтера, то воспользуйтесь услугами фирм по набору текстов.
Не используйте для своего резюме цветную бумагу.
5. Несколько слов о презентабельности.
Возьмите ваше резюме в руку, отодвиньте его на расстояние вытнутой руки,
и оцените как оно смотрится.
-
Не слишком ли загромождена страница различными стилями вроде: различных
размеров символов, линиями подчеркивания или выделениями?
-
Хорошо ли разделена информация на странице?
-
Не слишком ли много "пустого места"?
-
Быстро ли можно найти на странице наиболее важную информацию?
ПРОВЕРЬТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЙ:
-
Фамилия Имя Отчество наверху страницы должны быть выдвинуты на передний
план слегка большим размером символов и/или подчеркиванием и напечатаны
наверху каждой страницы.
-
Адрес и телефонный номер должны быть полными и правильными, с почтовым
индексом и кодом области или города, и хорошо расположенными относительно
фамилии, имени, отчества.
-
Ваши наиболее существенные навыки, образование, опыт, или награды должны
быть внесены в список сначала. Их желательно выделить курсивом и/или специальным
образом подчеркнуть так, чтобы они более выделялись на фоне основного текста.
-
Повторения слов и фраз сведено к минимуму.
-
Даты занятости должны быть последовательны и легко находимы.
-
Использование заглавных букв и курсива минимально и последовательно.
-
Поля и интервалы между строками таковы, что страница легко просматривается
и отсутствует эффект "скученности".
-
Резюме напечатано на одной стороне чисто-белого (или цвета слоновой кости)
листа и занимает не более двух листов.
-
Печать качественная без помарок и мест слабой пропечатки символов.
-
Страница выровнена по левому краю. Выравнивание по правому краю создает
нежелательное количество белых мест.
МЫ НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕМ Вам показать свое резюме какому-либо потенциальному
работодателю, или кому- то из вашего окружения, кто способен критически
проанализировать ваше резюме. Попросите своих друзей и семью прочитать
ваше резюме и высказать свои критические замечания.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Сколько разных людей, столько и мнений. Используйте
ваше собственное мнение, но не будте предубежденным относительно конструктивной
критики.
6. Где и как разместить резюме?
Прежде всего разместите свое резюме на сайте ММФ, в разделе выпускников.
http://b2c.spb.ru/add_resume.php
http://www.resume.ru/
http://www.hro.ru/ru/home/help/plresume.htm
7. Где еще можно прочитать о резюме?
http://www.certifications.ru/job/3.php
http://aabove.euro.ru
http://megarelax.h10.ru/articles/resume.shtml
http://www.hro.ru/ru/home/help/plresume.htm
Все готово! Только еще одно предложение: Если
Вы посылаете ваше резюме предполагаемому работодателю, то вероятно будете
должны включить туда отдельное письмо. Обычно это одна страница, в которой
указывается ваше пожелание относительно величины оплаты труда и положении
в данной компании, на основании суммирования наиболее важных аспектов вашего
образования и опыта. Это письмо также должно содержать информацию, которая
позволит работодателю знать, где и когда можно войти с вами в контакт.
Назад