Представление входных данных задачи или результатов в графической форме широко используется при решении прикладных задач. Очень часто возникает необходимость изображения функции, заданной таблично или аналитически, в виде графика.
Построение графика функции одной переменной является простой графической задачей. Для построения графика необходимо задать размеры и положение окна, в которое будет выполнен его вывод.
Порядок задания окна вывода и построения графика таков. 1. Начало. 2. Ввести значения а и b границ отрезка, на котором будет построен график (а и b задают границы окна вывода по х). 3. Задать или найти границы окна вывода по у: c и d. 4. Задать видеоокно и окно вывода. Это выполняется подпрограммой SETVIEWPORT и функцией SETWINDOW. 5. Вывести в нем оси координат. 6. Задать х = а и шаг dx изменения аргумента х. 7. Пока х <= b, выполнить следующие операции. Вычислить y = f(x). Вывести в окне вывода точку с координатами (х, у). (Вывод точки при работе с вещественными координатами двойной точности выполняется функцией SETPIXEL_W.) Изменить значение аргумента х = х + dx. Конец цикла 7. 8. Конец. Более подробно алгоритм построения графика функции, позволяющий осуществлять масштабирование по осям излагается, например в [Задачник по программированию для математиков]. |
В графике экран дисплея представляется в виде прямоугольной равномерной сетки с шагом единица по оси x и у в физической системе координат. Массив прямоугольных ячеек, на которые эта сетка разбивает всю область экрана, называется растровым массивом.
Начало физической системы координат находится в левом верхнем углу, ось x направлена влево, а ось у вниз. |
Видеоадаптер – это устройство, которое обеспечивает взаимодействие между процессором и устройством отображения на экране монитора. Видеоадаптеры обеспечивают отображение данных в двух режимах: текстовом и графическом.
В проектах с графикой вывод и в текстовом и в графическом режиме выполняется в видеоокно. Видеорежим и параметры видеоокна устанавливаются функцией SETWINDOWCONFIG. В проекте со стандартной графикой в начале изображение отображается на полный экран без панели системного меню и полос прокрутки. Далее щелчок левой клавишей мыши на пространстве окна вывода приводит к получению полос прокрутки и системной панели Windows. В каждом программном компоненте, в котором нужно обратиться к графическим процедурам и функциям, необходима ссылка на библиотеку DFLIB (USE DFLIB). Этот модуль содержит графические процедуры и функции, используемые при работе с графикой, именованные константы и определения производных типов.
Внутри видеоокна могут быть созданы прямоугольные области, называемые окнами вывода. По умолчанию окном вывода является все видеоокно.
Текстовое окно задается подпрограммой SETTEXTWINDOW.
Например, вызов подпрограммы CALL SETTEXTWINDOW(15,40,20,60) задает текстовое окно в виде прямоугольника с координатами левого верхнего угла (15,40) и (20,60) – правого нижнего угла. |
Видовой порт (графическое окно вывода) и окно вывода (см. рисунок 1.14) можно задать подпрограммой CALL SETVIEWPORT(x1, y1, x2, y2)
x1, y1 – координаты левого верхнего угла окна вывода,
x2, y2 – координаты правого нижнего угла окна вывода.
Тип параметров INTEGER(2). Подпрограмма переопределяет графический видовой порт и задает окно вывода. Начало видовой системы координат после вызова
CALL SETVIEWPORT(x1, y1, x2, y2)
будет совпадать с левым верхним углом окна вывода. Координаты (x1, y1, x2, y2) задаются в физической системе координат. Все последующие преобразования окна вывода функцией SETWINDOW выполняются в видовой, а не в физической системе координат.
Можно установить для видео порта свою систему координат, используя подпрограмму SETWINDOW.