1.1.2. Классификация моделей и моделируемых объектов

Возможны различные подходы к классификации моделей. Рассмотрим некоторые из них.

Классификация по уровням общности. Такая классификация положена в основу так называемого иерархического дерева научной картины мира [Неуймин Я.Г.].

Закрыть
Таблица 1.1. Классификация по уровням общности.
Уровень Научная картина мира
1. Частично научные картины мира Космологическая картина мира Физическая картина мира Химическая картина мира и т.д.
2. Теории различного уровня сложности Теория относительности Квантовая теория Теория естественного отбора Дарвина и т.д.
3. Научные законы Законы Ньютона Законы генетики Законы рынка, например закон формирования равновесной цены спроса и предложения. и т.д.
4. Частичные закономерности и зависимости Зависимость коэффициента вязкости от температуры (формула Сатерленда) Кривая Лоренца для распределения денежных доходов населения и т.д.  
5. Модели конкретных объектов и явлений Экологическая модель г. Новосибирска Гидродинамическая и тепловая модель Енисея в районе Красноярской ГЭС и т.д.  
Закрыть

Неуймин Я. Г. Модели в науке и технике. История, теория, практика.- Л.: Наука, 1984 - 190 с.

Полный список литературы

При такой классификации весь массив наук и научных представлений, описывающий окружающий нас объективный, мир организуется в некоторую древовидную (сетевую) структуру в основании, которой лежат наиболее общие представления о мироздании, сложившиеся у человеческого сообщества. Следующий уровень занимают наиболее общие основополагающие теории, задающие магистральные направления развития ветвей науки. Каждая такая ветвь не является изолированной, а прорастает в близкие, а порой и далекие научные области, стимулируя познание. Как весь объективный мир представляется целым, так и науки, описывающие его, имеют тенденцию к взаимопроникновению и слиянию в единую картину мироздания и миропонимания. Подразделение науки на физику, химию, биологию и др. это есть следствие ограниченности знания и, в некоторой мере способа познания. На новом ветке спирали познания человечество возвращается к ситуации, когда мир, а также весь комплекс изучающих его наук, предстает перед нами в единстве, как это было на заре цивилизации.

По классам решаемых задач:

  1. экологические;
  2. управленческие;
  3. эстетические;
  4. и т.д.

По классам объектов моделирования:

  1. физические;
  2. медицинские;
  3. экономические
  4. и т.д.

По направлению основных потоков информации (см. рисунок 1.2)

Закрыть

Рисунок 1.2. Схема направлений потоков информации в познавательных(1) и прагматических(2) моделях

В некоторых случаях виды деятельности человека удобно разделить по направлению основных потоков информации, циркулирующей между субъектом и окружающим его миром. Что соответствует делению целей на теоретические (познавательные) и практические (прагматические). В соответствие с этим модели можно разделить на познавательные и прагматические [Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П.].

Закрыть

Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. - 367 с.

Полный список литературы

Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождений между моделью и реальностью возникает задача устранения этого расхождении с помощью изменения модели.

Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом представления образцово правильных действий или их результата, т.е. являются рабочим представлением целей. Поэтому при использовании прагматических моделей в случае обнаружения расхождений между моделью и действительностью усилия направляются на корректировку действительности. Прагматические модели носят нормативный характер, т.е. играют роль образца.