Возможны различные подходы к классификации моделей. Рассмотрим некоторые из них.
Классификация по уровням общности. Такая классификация положена в основу так называемого иерархического дерева научной картины мира
[].
При такой классификации весь массив наук и научных представлений, описывающий окружающий нас объективный, мир организуется в некоторую древовидную (сетевую) структуру в основании, которой лежат наиболее общие представления о мироздании, сложившиеся у человеческого сообщества. Следующий уровень занимают наиболее общие основополагающие теории, задающие магистральные направления развития ветвей науки. Каждая такая ветвь не является изолированной, а прорастает в близкие, а порой и далекие научные области, стимулируя познание. Как весь объективный мир представляется целым, так и науки, описывающие его, имеют тенденцию к взаимопроникновению и слиянию в единую картину мироздания и миропонимания. Подразделение науки на физику, химию, биологию и др. это есть следствие ограниченности знания и, в некоторой мере способа познания. На новом ветке спирали познания человечество возвращается к ситуации, когда мир, а также весь комплекс изучающих его наук, предстает перед нами в единстве, как это было на заре цивилизации.
По классам решаемых задач:
По классам объектов моделирования:
По направлению основных потоков информации (см. рисунок 1.2)
В некоторых случаях виды деятельности человека удобно разделить по направлению основных потоков информации, циркулирующей между субъектом и окружающим его миром. Что соответствует делению целей на теоретические (познавательные) и практические (прагматические). В соответствие с этим модели можно разделить на познавательные и прагматические
[].
Познавательные модели являются формой организации и представления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождений между моделью и реальностью возникает задача устранения этого расхождении с помощью изменения модели.
Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом представления образцово правильных действий или их результата, т.е. являются рабочим представлением целей. Поэтому при использовании прагматических моделей в случае обнаружения расхождений между моделью и действительностью усилия направляются на корректировку действительности. Прагматические модели носят нормативный характер, т.е. играют роль образца.